Предварительный отбор проектных заявок для участия в Программе «100 городских лидеров — 2020»

Сроки проекта: c 11 ноября по 17 февраля

«100 городских лидеров» — программа развития городских сообществ для их активного вовлечения в процесс изменения городов к лучшему.

Чтобы участвовать в предварительном отборе заявок в акселератор Программы «100 городских лидеров» 2020 года, выберите одну из категорий, которой соответствует ваш проект, заполните форму заявки и опубликуйте её.

Зачем участвовать в предварительном отборе?

Проектные заявки, за которые проголосует более 200 человек, получат комментарии экспертов по улучшению и доработке заявок до их подачи на основной конкурсный отбор, который пройдет с 15 января по 16 февраля 2020 года.

Заявкам, за которые проголосует более 500 человек, будет добавлен +1 балл при их оценке на основном отборе.

Проект с наибольшим число голосов станет участником Программы «100 городских лидеров» вне конкурса.

Подать заявку на предварительный отбор можно в период с 11 ноября по 20 декабря 2019 года. Голосовать за заявки можно по 27 декабря.

Заявки принимаются в следующих категориях:

1. Исторический город

Это проекты, направленные на оживление и активацию территории исторической застройки городов, вовлечение заброшенных и неэффективно используемых зданий и пространств с целью сделать их функционально насыщенными и открытыми для всех групп жителей, оживить исторические территории и наполнить их новыми сервисами и функциями. А также проекты, направленные на развитие культурно-исторического наследия, характерного для данной территории .

2. Умный город

Это проекты, направленные на разработку и внедрение цифровых решений для оптимизации городских процессов и сервисов, способствующих развитию компетенций жителей и сообществ в сфере умных технологий (smart-citizen, smart community), а также преодолению "цифрового разрыва" в городах.

3. Дети в городе

Это проекты, направленные на внедрение решений, повышающих комфорт и безопасность нахождения детей на городских территориях, а также проекты новых сервисов и услуг под запросы детей, для того чтобы сделать город интересным и безопасным для них пространством

Критерии оценки проектных заявок:

Оценка проекта:

  • Проблема, которую решает проект актуальная для города
  • Проект поддерживает местное сообщество
  • Социально-экономический эффект от реализации
  • Здания/сооружения или конкретная территория, задействованные в проекте согласованы с собственниками объектов
  • Реалистичный бюджета проекта
  • Команда проекта состоит из представителей бизнеса, органов государственной власти и городских активистов
  • У команды есть опыт проектной деятельности

Оценка команды:

  • Команда проекта состоит из представителей бизнеса, органов государственной власти и городских активистов
  • У команды есть опыт проектной деятельности

Как подать заявку:

  • Зарегистрируйтесь
  • Нажмите кнопку "Подать заявку"
  • Выберите интересующее вас направление, заполните форму и нажмите "Опубликовать"

Поля заявки: название, краткое описание, регион и город реализации проекта будут общедоступным для пользователей на платформе (в том числе в форме публикаций в СМИ и в сети Интернет).

Предварительный отбор проектных заявок для участия в Программе «100 городских лидеров — 2020» завершён.

Чтобы принять участие в отборе проектов в акселератор 2020 года, ознакомьтесь с информацией на специальной странице отбора. Если вы уже сделали это, то приступайте к подаче заявки! Ссылка на отбор проектов в акселератор 2020 года.

Если у вас возникли вопросы при заполнения заявки, пишите их нам в раздел FAQ


Мастерская городской среды "Люди делают место"

Концепция работы мастерской заключалась в процессе проектирования городских пространств с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, экспертного сообщества, локального бизнеса, инвесторов и других.

Наша команда попыталась разработать новые механизмы вовлечения городских сообществ в обсуждение, формирование и реализацию проектов. Вашему вниманию представляется 5 шагов организации и проведения мастерской городской среды «Люди делают место».

Шаг 1. Найти живых. Все чаще органы МСУ сталкиваются с разобщённостью и недоверием (бизнеса – к власти, власти – к горожанам, горожан – к бизнесу и т.д.), односторонней коммуникации между сообществами, отсутствием ответной позиции по отношению к городу активистами города, неверие в собственные силы, что либо изменить у жителей и т.д.В Петровске есть активисты и лидеры сообществ, но они действуют отдельно друг друга. Администрация района привыкли действовать традиционными средствами, предпочитая сотрудничать с небольшой группой НКО и проводить общественные слушания на «своей» территории. Бизнесформирует собственные сообщества, но не проявляет заинтересованность в развитии города. Максимальное участие это разовая спонсорская поддержка мероприятий.

В ходе подготовки мастерской перед организаторами было важно просканировать ткань городской жизни на предмет людей, сообществ организаций, а также проектов и программ, которые уже способствуют оживлению города. После того как было проведено картирование субъектов, необходим был весомый мотив, который проявил бы общегородскую значимость нашей инициативы и чистоту наших намерений.

В Петровске в начале 2019 года таким мотивом стало приглашение определенных сообществ к разработке стратегии развития туризма в городе, с которого началась серия коммуникационных сессий, участие в которых приняли около 100 желающих горожан – от школьников и пенсионеров до руководителей крупных компаний и органов власти.

В ходе установочных сессий было предложено озвучить разработанные концепции в рамках мастерской городской среды.

Шаг 2 . «Увидеть общую цель». Благодаря стратегическим сессиям в городе возникла инициативная группа, поставившая цель запустить городской диалог. Теперь что бы познакомить активных горожан друг с другом и вдохновить их идеей развития города и улучшения жизни в нем, было проведена 5 дневная Мастерская городской среды «Люди делают место». Рабочая площадка располагалась в Районном доме культуре в непосредственной близости от проектируемой территории. Концепция работы мастерской заключалась в процессе проектирования городских пространств с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, экспертного сообщества, локального бизнеса, инвесторов и других заинтересованных сторон. Вместе они определяли цели и задачи развития территории, выявляли истинные проблемы и потребности людей, принимали решения, разрешали конфликты и повышали эффективность проекта. Режим работы был построен следующим образом: постоянные участники работали весь световой день, желающие смогли принимать свое участие после работы и до позднего вечера.

Шаг. 3 «Говорить о городе». Как показывает практика подобных мероприятий, его главным результатом становится объединение участников вокруг общей цели развития города, а энергия творческого сотрудничества ради достижения этой цели. Уникальностью данной мастерской являлось то, что работали одновременно 3 площадки: Воркшоп, школа живых городов и ответственные горожане.

Площадка Воршопа была представлена студентами-архитекторами из Пензы и Саратова, которые выходили на городские экспедиции и проектировали одну из территорий исторического центра Петровска – Железный мост.Наставником воркшопа был архитектор, сотрудник АБ «Рождественка», Артем Черников

Вторая площадка была организована для чиновников, которые приехали из 5 регионов нашей страны для получения полезной теории. В школе живых городов они в течение нескольких дней проходили интенсивное обучение, обменивались опытом и выступали в роли внешних наблюдателей, смотря на город глазами туристов. В первый день работы участники школы смогли доказать «родство» городов - братьев: Петровска и Санкт-Петербурга. А среди символического капитала чиновники, заметили, что в городе много рябины, и предложили горожанам сделать её негласным символом Петровска. Куратором школы являлся член правления Национальной инициативы «Живые города» Александр Старков.

В мастерской на протяжении целой недели функционировала площадка «Ответственные горожане» под руководством футуролога, члена градостроительного совета Фонда «Сколково», члена общественного совета при Минстрое РФ, Сергея Журавлева. Данная площадка объединила в себя неравнодушных и активных горожан. Петровчане на период работы мастерской успели посетить открытые лекции экспертов, поучаствовать в экспедициях и в открытом воркшопе.

Шаг 4. «Делать вместе». В городе начался коммуникативный процесс. Его участники распределились по интересам, синхронизировали позиции и приступили к проектированию совместных действий.

Участники воркшопа в первый день работы использовали метод «слепого» исследования территории. Они прошли по городу и отметили ключевые точки роста города.

Провели интервьюирование разных возрастных и социальных групп пользователей территории. Задавали следующие вопросы: «Как вы используете территорию? Как ее используют другие люди? Какие проблемы есть на территории? Что сделать, чтобы территория стала заметно лучше? Как часто вы посещаете данную территорию? Тем самым составили ментальную карту города.

В рамках бизнес-завтрака было проведена беседа с собственниками и арендаторами общественных зданий, магазинов, находящихся вблизи проектируемой территории.

Был организован конкурс детских рисунков для воспитанников детского садика № 11, который находится в границах зоны проектирования.

На третий деньмастерской «Люди делают место» состоялся открытый воркшоп, на котором горожане обсудили предварительную концепцию благоустройства общественной территории «исторический центр г. Петровска».

Первая часть встречи была посвящена презентации предварительной концепции благоустройства общественной территории возле Железного моста. Представляли концепцию и отвечали на вопросы участников встречи архитектор Артем Черников и команда студентов из архитектурных вузов.

Во второй части участникам команд было предложено обсудить сильные стороны представленной концепции, указать на моменты, требующие доработки, и предложить свои идеи.

В итоге в общественном обсуждении приняли участие более 130 человек.

Шаг 5. «Стать заказчиком развития». После того как городской актив, пройдя через горнило коммуникации и проверку практикой, получил первые результаты и преодолев трудности, сплотился и на деле ощутил синергию сотрудничества. А опыт кооперации создал базу взаимного доверия, достаточного для перехода к самостоятельным действиям.

На следующий день после завершения работы мастерской был проведён форум активных горожан. Сам форум был подготовлен исключительно горожанами всего за сутки. Они самостоятельно собрались, разделили обязанности и написали сценарий. А их основная задача заключалась в том, чтобы люди, которые приходили на форум, почувствовали, что им здесь рады.На форум пришло более 100 неравнодушных горожан.

После доброго приветствия ответственные горожане представили собравшимся разработанные сценарии рябинового фестиваля, которое по легенде планировалось реализовать на проектируемой территории.

Далее слово предоставили молодым архитекторам, которые на протяжении пяти дней исследовали Петровск и проектировали одну из территорий его исторического центра. С учетом всех плюсов и минусов, которые стали известны на открытом воркшопе.

После презентации концепции «Идущие над рекой», оценить работу студентов были приглашены внешние эксперты: заместитель директора «Институт Саратовгражданпроект» Надежда Шитова, доктор сельскохозяйственных наук, доцент, профессор, член Союза Архитекторов России Ольга Сокольская и идеолог проекта "Живые", вице-президент холдинга «Монастырев» Дмитрий Пономарев.

В равноправном партнерстве лидеры власти, бизнеса и городских сообществ получили способность сформировать коллективный субъект развития города, став и его заказчиком, и реализатором. В нашем случае образовался гражданский комитет, куда вошли 12 активных жителя. Новый институт городского развития, направленный на сближение и объединения лидеров четырёх городских субъектов (бизнес, власть, городские сообщества и жителей), в единый, непрерывно действующий субъект развития.

Эффектом от внедрения практики стало:

-Профессиональное развитие, которому содействовали образовательные программы, конференции и различные встречи, организованные в рамках мастерской;

- Объединение участников вокруг общей цели развития города;

-Наработанные материалы легли в основу проекта «Идущие над рекой»;

- Образование Гражданского комитета;

- Создание площадки для коммуникации;

- Налаживание городской коммуникации между городскими сообществами, бизнесом и власти;

- Привлечение в город средств через гранты;

-Всего во всех встречах приняло участие более 450 человек.

Чтоб перевернуть мир, нужна точка опоры. Чтобы оживить город, в нем должно появиться живое место. Точкой опоры в развитии города стала площадка мастерской, которая приняла на себя функцию продолжения городского диалога, начатого в рамках стратегических сессий. Эта площадка обладает встроенной опцией «самораспоковки». Будучи созданной как место коммуникации и сотрудничества активных горожан и сообществ, она способна перерасти сначала в центр компетенции или проектный офис, а затем – в центр развития города или катализатор-инкубатор новых смыслов, технологий и даже отраслей новой экономики.


Регион

Саратовская область

Город

Петровск

Контактное лицо проекта

antropov_dima@mail.ru, 89649984804

Ссылки на веб-сайт и группы в социальных сетях

https://vk.com/event176740467

Приложения (дополнительная информация о проекте)

Антропов Д.И., практика Мастерская Люди делают место.pptx

Проблема

В настоящее время формирование современной комфортной городской среды приобретает особое социально-экономическое значение, выдвигается в число приоритетных государственных масштабных программ. При этом предусматривается развитие принципиально новых подходов к организации комплексного благоустройства городских территорий на основе широкого участия населения в проектах обустройства дворовых территорий и общественных пространств. Все чаще органы МСУ сталкиваются с разобщённостью и недоверием (бизнеса-к власти, власти-к горожанам, горожан-к бизнесу и т.д.), односторонней коммуникации между сообществами, отсутствием ответной позиции по отношению к городу активистами города, неверие в собственные силы что либо изменить у жителей и т.д. В городе есть активисты и лидеры сообществ, но они действуют отдельно друг от друга. Администрация района привыкла действовать традиционными средствами, предпочитая сотрудничать с небольшой группой НКО и проводить общественные слушания на "своей" территории. Бизнес формирует собственные сообщества, но не проявляет заинтересованность в развитии города. Максимальное участие- разовая спонсорская поддержка мероприятий. Отсутствие на территории города позитивного и продолжительного сотрудничества власти, бизнеса, экспертов и сообществ горожан. В ходе подготовки мастерской перед организаторами было важно сократить физическую и психологическую дистанцию между участниками не зависимо от их статуса и роли в городе.

Согласие на обработку персональных данных

да
2 доработки
Просмотр и добавление доработок недоступны