Задумайтесь на 400 лет назад и на 100 вперед
Сначала диагноз: на сайте муниципального образования в разделе "Туризм" есть вкладка "Туристические маршруты" - пустая... http://chusovoy.muncity.ru/ape/view/source/turism_...
Из каких предпосылок исходим дальше:
- денег на большие проекты, скорее всего, в бюджете нет, поэтому нужен максимальный эффект за минимальные деньги, мало отличимые от нулевых, видимо. Поэтому строить ничего не предлагается;
- у города есть богатая спортивная история (школа "Огонек"), невероятная природная Пермского края, включая сплавы и горные лыжи, интереснейшая промышленная история Строгановых-Голицыных, печальная история спецпоселений;
- не влезаю в деталях в тему сплавов и горных лыж, так как выглядит как уже сложившиеся истории, которые лучше сходу не трогать, а оставить их на потом;
- наверняка не скажу, но кажется, что как и везде, в Чусовом очень много прекрасных и работящих людей, которые болеют за свой город и хотят сделать его лучше как минимум для себя, а не только для туристов.
Исходя из всего этого, что можно было бы сделать относительно несложными мерами:
1. В смысле новых направлений туризма:
- сеть маршрутов для пеших и иных прогулок разной сложности вокруг города: требуется собрать местных энтузиастов, которых, уверен, очень много, и организоваться на общую сеть в несколько сотен километров. Почему-то достаточно унылые задворки Англии в виде острова Isle of Wight имеют колоссальную сеть пеших маршрутов через все деревни и по берегу, а у вас на сайте пустота зияет. Точек на карте в (долгой) пешей доступности от города у вас много - и Мемориальный комплекс политических репрессий (32 км), и Верхнечусовская женская пустынь (50 км), Лысьва (21 км), десятки спец поселений, старые промышленные объекты и много чего еще. Зимой эти маршруты могут быть на снегоступах / лыжах, летом - пешком, на лошадях, горных велосипедах, джипах, квадро, да вообще на чем угодно. Отдельного внимания заслуживают реки - вдоль реки можно сделать отдельный длинный маршрут, в идеале и местами со сплавом от точки А до Б. Для развития города есть смысл упирать на максимальное число кольцевых маршрутов, чтобы можно было вернуться обратно. Хотя это не всегда интересно. Сделайте открытый форум для того, чтобы люди сами предлагали маршруты, которые уже фактически сложились и интересны людям. И будьте гибкими, чтобы услышать вовремя комментарии по этим маршрутам. Расходы - установить несколько столбов с указателями и сделать карты, как на GPX, так и распечатки.
Идеально под сеть маршрутов придумать четкие правила для возможных проводников: чтобы знали правила оказания первой помощи, имели с собой нужные средства, знали сеть маршрутов. Условно - три-пять дней обучения, зачет и вперед, можно сопровождать людей. Скопируйте у французов правила для guide de randonnée, например. Иначе страшно самим идти, а также страшно идти с неквалифицированным гидом - особенно, если маршрут на 3-4 дня. А дальше - каждый ИП может делать свой небольшой бизнес на этих услугах.
Посмотрите сеть длинных пешеходных маршрутов Франции, называется GR - некоторые из них на тысячи километров. При желании и помощи соседей, в Пермском крае можно сделать фантастический маршрут, который может включать несколько видов передвижения - и ногами, и по реке, и на чем угодно еще.
- скалолазные точки/маршруты: в уральских горах, да еще и вдоль реки Чусовой, уверен, есть колоссальное количество камней, скал и гор, где можно сделать несколько (сотен) горных маршрутов, подготовить их силами энтузиастов (в смысле вбить кольца и карабины где надо, сделать карту каждого из маршрутов с указанием уровня сложности). Есть, например, Клуб альпинистов Урала - там, не сомневаюсь, найдутся люди, которые помогут. С администрации - телефонные звонки и распечатать брошюры с этими маршрутами. Наверняка в городе найдутся свои энтузиасты, которые могут помочь с этой работой, они же все - будущие гиды для туристов. Краудсорсинг наше все, словом.
- металлурги: учитывая историю появления города и основного предприятия - отдельно было бы очень интересно посмотреть на музей завода, а также в идеале сделать то же самое на заводе в Пашия, который входил в то же общество. Информация на заводе и в краеведческом музее где-то точно хранится - уверен, что ОМК могут даже экскурсии на завод организовать хотя бы раз или два в неделю. Кажется, что промышленный туризм сильно недооценен вообще, а на Урале это как раз было бы крайне интересно. Вроде бы пишут, что второй стороной в Франко-Русском уральском обществе стали был промышленник из Saint-Etienne. Напишите в мэрию Saint-Etienne - сделайте что-то совместно, у них в архивах много всего может быть интересного. Заодно про пешие маршруты у них спросите тоже - помогут! Может быть побратимом стать?.. Кстати, может быть еще к нефтяникам на старое месторождение можно заехать? Там же Ермак вроде как стартовал - тоже может быть интересная точка. И к угольщикам тоже - если там вообще есть жизнь. Может кто-то возьмется восстановить... Потом к энергетикам еще. И к фермерам обязательно - научиться доить коров, например. В общем, вы понимаете...
- спец.поселения: тема грустная, но никуда от нее не деться. Думаю, что так же можно и нужно сделать отдельный маршрут из нескольких точек, чтобы рассказать эту часть истории района. Информация вся есть на сайте Пермского мемориала - так что даже выдумывать не нужно ничего.
2. Туристическая инфраструктура в районе / городе
- проведите инвентаризацию всех (полу)заброшенных пионерских лагерей, пансионатов, туристических баз и баз отдыха: раздайте их потом бесплатно тому, кто предложит максимально интересные проекты и инвестиции - как по сумме, так и по сути того, что предлагается. И дальше не мешайте. Под палаточные лагеря, под маленькие гостиницы на 3-4-5 номеров/спален, под баню с рестораном, подо что угодно, чтобы на маршрутах были точки, где можно комфортно остановиться и переночевать или хотя бы поесть. Думаю, люди все прекрасно понимают, что и где требуется сделать и на что будет спрос, а на что маловероятно - в поле строить будет крайне сложно, а там где уже что-то есть, возможно, будет легче.
- в городе таким же образом предоставьте площадки (если нет еще до сих пор) под а) фермерский рынок, но только с условием, что там же должны быть точки быстрого питания принадлежащие разным людям и с разными форматами (а не одному монополисту - иначе выхолощенная идея будет полностью). Удивитесь, как быстро окажется, что можно вкусно поесть на рынке. Под б) хостелы и гостиницы для ночлега, под какие угодно креативные пространства и клубы по интересам для людей в самом городе - тогда будет интересно заехать и извне города тоже. Под в) хранение всяческого спортивного инвентаря - вернее под кого-то, кто готов инвестировать в такой проект. Складывать лодки, лыжи, горное оборудование, например, на пару дней - удобно, чтобы потом спокойно походить вокруг города по пешеходным маршрутам, а не сразу уезжать, так как негде хранить скарб. А также обязательно со временем под г) туристический офис района. Меня удивляет, что в России до сих пор нигде нет туристических офисов от местных властей, куда можно зайти случайному прохожему и узнать, что интересного есть посмотреть вокруг и получить помощь по гостиницам, например - да и вообще где есть смысл жить. Нужна одна или две штатных единицы и аккуратная комната с большими окнами и огромным количеством распечатанных материалов, контактами местных организаций активного туризма, гидов, сопровождающих, отелей, хостелов, карты маршрутов и прочего. Интернет-сайт не всегда удобно, так как не всегда есть связь в тех местах, куда идешь. Да его и без администрации сделают энтузиасты сами.
3. Работа с уже имеющимися туристическими потоками
Помимо изобретений иных видов туризма, которые вполне могут заставить людей потратить дольше времени в Чусовом после сплавов или перед горными лыжами, обязательно нужно связываться с организаторами этих маршрутов и постоянно спрашивать - как администрация может им помочь? Чего не хватает? Где сложности и проблемы? Где помочь, а где не мешать? До Такмана, например, рукой подать - если будет вкусно и уютно в городе, то можно и на машине на лыжах кататься ездить, а не жить у подъемников. Беговую лыжную трассу сделать до Такмана и обратно, почти полумарафон может получиться. Там еще и в горку забежать тоже в конце и сделать перерыв на чай у подъемников.
4. И наконец, найдите у себя в городе новых Леонардов Постниковых побольше - или сколько сможете, и дайте им хоть какие-то ресурсы, какие сможете. И тогда все в порядке будет с городом - и не только в плане туризма.
Это все, что пришло в голову за четыре часа чтения про город Чусовой и его историю.