Дворец бракосочетания на ул.Интернациональной.
Сколько пар молодоженов видели стены Дворца бракосочетания в Тамбове? Сколько раз здесь звучало «Горько!» и слышался звон бокалов с игристым шампанским? А какие кровавые факты таит богатая история этого необычного дома, расположенного в самом сердце областного центра? Сегодня наша рубрика «Тогда и сейчас» посвящена историю здания ЗАГС на ул. Интернациональной, 27.
Современные будни тамбовского ЗАГСа
Многие из горожан знают это здание как Дворец бракосочетания, где, может быть, сами заключали брак, или их родители, а у кого-то уже и бабушки-дедушки давали клятву в любви и верности под вальс Мендельсона. Ежегодно ЗАГС регистрирует более 10 тысяч актов гражданского состояния, горожанам выдают архивные документы и проводят праздники в честь «золотых» и «бриллиантовых» юбиляров. Совсем недавно, в 2018 году, органы ЗАГС отпраздновали свой вековой юбилей и заложили «капсулу времени» для потомков – ее вскроют только через 50 лет в день 150-летия. А в музее городского головы Потапова теперь хранятся самые ценные экспонаты ЗАГС. Их уже собралось немало: есть печатная машинка прошлого века – на ней печатались первые свидетельства о браке, хранятся именные медали, которые вручались рожденным на Тамбовской земле, метрические книги и подлинник Декрета 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния». И много чего еще интересного.
Тайны купеческого дома Селезнёвых
Даже, проезжая мимо по одной из главных магистралей областного центра – улице Интернациональной – невольно обращаешь внимание на удивительную архитектуру этого дома. Да, действительно, когда-то это был обычный жилой дом. Это сейчас он памятник истории и архитектуры областного центра. А в середине 19 века роскошное по внешнему и внутреннему облику здание построил зажиточный тамбовский купец В.М. Селезнёв.
«Кровавые» страницы истории или дела «особого» отдела
Династии купцов Селезневых принадлежали торговые заведения на Базарной площади. Они более полувека успешно вели в Тамбове бакалейную торговлю. Но после революции 17 года, когда власть перешла к большевикам, дом у купцов отобрали. Это случилось в 1918 году. И в здании расположился Особый отдел. Именно отсюда, в годы крестьянского восстания на тамбовской земле, осуществлялось управление борьбой против восставших, велись допросы и приводились в действие приговоры. Как известно из различных источников, каждую ночь из подвалов на Петропавловское кладбище вывозились груды тел расстрелянных арестантов. Даже возможно где-то в архивах и сохранились списки многочисленных жертв, загубленных в этих стенах.
«Новая» жизнь старинного здания
Особый отдел закончил работу, в здании обновили стены, покрасили новой краской и разместили в нем ведомственный детский сад, относившийся к заводу «Ревтруд». Он функционировал в бывшем доме купца Селезнёва вплоть до конца 1970-го года. И только после капитальной реконструкции зданию было присвоено название «Дворца бракосочетания». Первая церемония вступления в брак здесь прошла 10 ноября 1981 года, хотя иногда указывают и 1980 год. И с тех пор до сегодняшнего дня сюда, в этот удивительный по архитектуре Дворец в самом центре города приходят тысячи молодоженов, готовых связать себя «узами Гиминея».
- 5 декабря 1981 год. На улице слякотно и промозгло. Платье у подруги одолжила, а фата своя, с капюшоном. Волосы были тогда длинные, и капюшон красиво сел. Вальс Мендельсона звучал в записи. Роспись, как в тумане, волнение… Мне было 19 лет. Молодость! Любовь и весна в головах! Впереди счастье, дети и стабильность, - вспоминает регистрацию брака Елена Трофимова.
Факты, о которых мы не знали
Дворец бракосочетания – настоящая «жемчужина» нашего города. Удивительная архитектура и замысловатые детали не дают пройти мимо этого дома. Известный тамбовский краевед, экскурсовод и гид по Тамбову Олег Карнаухов поделился фактами, которые, безусловно, будут интересны нашим читателям.
- Дом бакалейщика В.М.Селезнёва на бывшей Дворянской, как может показаться, являлся своеобразным вызовом купеческого модерна окружающим его дворянским имениям, построенным, преимущественно, в классицизме. Однако, вглядываясь с архитектурные детали особняка, сопоставляя его архитектурное окружение, мы понимаем, что автором проекта был талантливый, опытный мастер, имя которого, к большому сожалению, пока не установлено. Судить о мастерстве зодчего мы можем, в первую очередь, по так называемым «цитатам» в фасаде строения. В нескольких метрах от особняка, на месте сегодняшней библиотеки им. А.С.Пушкина, высилась величественная Уткинская Богородицкая церковь, которая несла в себе одновременно элементы классицизма (портики, колонны), ренессанса (слепые люкарны с волютами на куполе) и барокко (картуши и круглые навершия пилонов, а также внутреннее убранство храма), - рассказывает Олег Карнаухов.
- Мои коллеги краеведы указывают, что в облике особняка присутствуют элементы классицизма. Здесь же, с моей точки зрения, стоит говорить о гипертрофированных классицистических и барочных формах. Мнение о наличии в облике элементов ренессанса также оправдано, если мы будем говорить о разорванном фронтоне (как на могиле Медичи), но, все-таки, сандрик здесь барочный. Необарокко, представленное в Тамбове наиболее ярко именно особняком Селезнёва, относит нас к санкт-петербургским творениям И.И.Шарлеманя и Н.Е.Лансере в этом же стиле.
«Один раз в год сады цветут»
Краевед Олег Карнаухов отмечает историческую особенность постройки. Раньше, когда повсюду на старинных улицах Тамбова разносился аромат черемухи, а глаз радовали заросли сирени и жасмина, усадьба Селезневых не была исключением и «скрывалась» за живой изгородью.
- Она построена по, характерному для Дворянской улицы, усадебному типу – строения отнесены от красной линии, которую составляли лишь заборы, ворота и калитки, но не фасады домов. Узкий тротуар отделял красную линию от проезжей части. Здесь нужно остановиться на особенностях Тамбова того времени, - продолжает Олег Карнаухов. - Что представляли собой улицы губернского города Черноземья? Мощеные камнем улицы, по которым мчали седоков пролетки, медленно тащили тяжелую поклажу ломовые, и лишь изредка, разметая в стороны тяжелую черноземную пыль с высохшими конскими экскрементами, проезжали первые авто. Летом – жара, осенью и весной – грязь от крестьянских телег, круглый год свист с облучка и ругань извозчиков.
- Исторически сложившаяся компоновка участков с густыми посадками сирени и жасмина перед домом, с непременной тамбовской черемухой еще видна даже на старых советских фотографиях, на которых уже видно строительство куба Пушкинской библиотеки. На месте старинной ограды установлена советская чугунная в ромбик, а от улицы Интернациональной к детскому садику завода «Ревтруд» ведет дорожка к смещенному влево входу. Все же не лыком шиты были наши предки, желавшие огородить свои дворянские усадьбы палисадниками и зарослями сирени от шума и грязи улицы, - утверждает наш рассказчик.
Стиль «модерн» и другие особенности фасада
- Именно такая ассиметричная композиция характерна для стиля модерн. Фасад состоит из двух частей: его узкая левая, входная зона в три, а то и в четыре-пять раз уже основного объема здания. Основная часть выступает вперед по отношению к входной зоне и членится, в свою очередь, на пять частей. Правая часть симметрична.
- Огромный балконный блок со сложным геометрическим переплетом столярки с входной двураспашной дверью и мелкой расстекловкой образует центральную ось. По этой оси выше окна находится пространство, образованное между частями сандрика, которое обычно в барокко используется для заполнения скульптурами или декоративными вазами с цветами. И в нашем случае мы видим здесь решетку с цветами, характерными для флорального модерна. Такие же решетки установлены между пилонами парапета на крыше.
Зашифрованное послание супруге
По мнению краеведа, гида по Тамбову Олега Карнаухова, хозяин особняка Селезнев мог зашифровать тайное послание своей супруге, при строительстве поручив украсить фасад лепниной, да не обычной, а украшенной бутонами цветов.
- Сам фриз украшен лепными стеблями, листьями и бутонами рододендрона. Рододендрон – символ женской красоты, верности, любви, обожания. Рододендрон символизирует также счастливую семейную жизнь. Сегодня вряд ли кто-то из моих коллег экскурсоводов и краеведов придает особое значение этим символам, но это было бы упрощением эпохи модерна считать рододендроны на фризе лишь совпадением. Российский историк архитектуры и искусствовед Е.И. Кириченко справедливо пишет о «высоком, среднем и низком стилях» конца XIX- начала ХХ веков, - рассказывает краевед Олег Карнаухов.
- Так, для высокого стиля характерны оды, поэмы и трагедии. И, если высокий стиль мы можем проследить, например, в банковских зданиях (величественная лепнина здания Тамбовского отделения Земельного и Поземельного банков, Интернациональная, 33), то низкий стиль с его, характерными для провинциального модерна, «наличниками с ушами» можно найти в Тамбове повсеместно.
- А для среднего стиля, примером которого и является герой нашего рассказа, особняк Селезнёва, присущи дружеские послания, элегии. Как мне представляется, лепнина на особняке с бутонами олеандра на фризе и склоняющиеся друг к другу цветы над входом – это зашифрованное послание супруге-красавице: «Ты самая красивая! Я тебя люблю», - предполагает Олег Карнаухов. - Флоральный рисунок прерывается керамическими вставками, которые ныне закрашены.
«Минусы» капитального ремонта
Изменения в облике здания после капитального ремонта несомненно были. И по мнению краеведа Олега Карнаухова, значительные. К примеру, первоначальный вид утратили двери и козырек под навесом. То, что получилось в итоге даже близко не похоже на замысел архитектора, который спроектировал дом.
- Если мы заговорим про двери, то стоит заметить, что современные створки ни в коей мере не отражают замысла архитектора. Увы, реставрация и капремонты приносили зданию лишь упрощения. Входную зону это затронуло в большей степени. Сначала двери с резьбой в виде изогнутых ветвей и бутонов и небольшим остеклением с фацетом заменила двураспашная дверь с высоким остеклением, а последний капремонт привнес новое веяние - глухие двери с надставкой со стеклами. Безвозвратно утрачен и козырек над навесом. Аутентичный козырек был исполнен на манер навесов здания Центрального банка (на Октябрьской) и дома Гегелло (на Сергеева-Ценского) с заполнением проемов витражным стеклом. Нынешний полукруглый навес ни по стилистике, ни по толщине прутка ковки не соответствует решетке балкона и парапетов, - говорит Олег Карнаухов.
- Центральное окно фланкируют две колонны, которые даже не каждый знаток искусства с натяжкой отнесет к ионическим. Этот «женский» ордер, имитирующий округлости женской груди, представлен здесь в гипертрофированном варианте, что очень соответствует модерну с его любовью к гротеску. К большому сожалению реставраторы не смогли понять, что фриз над колоннами в районе разрыва сандрика образует поворот в виде буквы П, на котором с трех сторон установлены кронштейны. Они посчитали его за продолжение колонны и покрасили эту выступающую часть фриза не в серый цвет, а в белый, от чего все приезжающие в Тамбов культурологи говорят о «двухэтажных тамбовских колоннах».
Над боковыми окнами выполнены трехчастные филенки, заполненные интересными профилированными поверхностями. Мастерски исполнены гребенкой углубления в виде вертикальных линий. И уже на них наложены лепные извивающиеся лианы с листьями. Все окна главного фасада фланкированы маленькими полуколоннами.
Немного о шубе, но не о той, что носят дамы
В продолжение рассказа об окнах особняка Селезневых, наш эксперт, краевед Олег Карнаухов утверждает, что «шуба» была невероятно популярна в эпоху модерна. Это такой вид фактурной поверхности. И филенки под окнами были заполнены именно таким образом.
- Бой кирпича вделывался в мокрый раствор штукатурки и сверху покрывался тонким слоем жидкого раствора. Центральная подоконная часть выполнена в виде глубоких плоских консолей, уходящих до цокольного этажа. Консоли под большими колоннами выполнены также мастерски и придают зданию статичность, задают тектонику фасада и членят фасад уже на уровне цоколя. Справа и слева от боковых окон расположены плоскости-ниши, заполненные мелкой плиткой-кабанчиком, которую, к большому сожалению, тоже закрасили реставраторы. На уровне, где каннелюры переходят в плоское тело колонны, устроен еще один архитектурный поясок, который на самих колоннах выполнен лепным изображением открытого цветка олеандра с его множественными лепестками. Столь динамичное членение фасада и сочетание большого количества фактур в здании – плоской штукатурки, шубы, лепнины, профилированных углублений, керамики - делает здание бросающимся в глаза, мастерски прорисованным, - говорит гид по Тамбову Олег Карнаухов.
«Редкость для тамбовского модерна»
- Следует отметить в исполнение здания еще один немаловажный аспект – проработанность боковых фасадов, что было редкостью для тамбовского модерна, - продолжает Олег Карнаухов. - Это говорит не только о мастерстве архитектора, но и о большом достатке заказчика. Боковой фасад – гармоничен и выполнены в стилистике модерна – с устройством большого по диаметру, но не значительно выдвинутого за плоскость стены, полукруглого эркера с высоким зубчатым аттиком. Этот эркер, боковая сторона входной зоны с решетками в верхней ее части и дальняя часть с зубчатым аттиком, а также промежутки стены между этими частями создают пятичастный боковой фасад с окнами разной формы и высоты. Особо хочется отметить на боковом фасаде влияние на его архитектуру творчества Льва Кекушева.
Привнесенные им в русский модерн плоские горизонтальные сандрики в виде закругленных навесов над окнами зовут нас в далекий 1901 год на московскую улицу Остоженку, в доходный дом В.И. Грязнова, где Л.Н. Кекушев совместно с С.С. Шуцманом, наверное, впервые использовали этот прием.
- Дом Селезнева по праву можно назвать жемчужиной тамбовского модерна – этого уникального явления в архитектуре нашего Черноземья. Модерн нужно сохранять и популяризировать, - говорит Олег Карнаухов, гид, экскурсовод по Тамбову.
История купеческого дома Селезнева, а ныне – Дворца бракосочетания, таит немало удивительных фактов, часть из которых мы вам раскрыли.