Шёл я как-то в ноябре 2018г библиотеку Пушкина. Неподалёку дом на пересечении Коммунальной и Карла-Маркса ваяли рабочие. По всему было видно, что ведутся реставрационные работы: где-то для укрепления штукатурки задували монтажную пену, где-то было уже срезано и зашпаклёвано. И вот пока я шёл, один из них передвигался в попутном со мной направлении. Ну я и спрашиваю: что делают, как делают. Работяга мне отвечал:
– Нет, ничего не меняем, только реставрация, только восстановление. Один в один.
– А не знаете, какого года постройки это здание?
– 1826.
Я немного офигемши посмотрел на работника: правда ли он строитель или под грязным бушлатом прячется белый халат учёного историка.
– А откуда такая уверенность? Почему не плюс-минус, а чётко 1826?
– А мы в одном месте под штукатуркой железный штырь обнаружили. Там очень чёткая гравировка сохранилась.
– Интересно! А взглянуть на этот штырь ещё можно?
– Да нет, мы уже всё заштукатурили обратно. Тут всё уже к завершению.
– Жалко…
Распрощался я со строителем. В библиотеке сделал нужные мне дела и для интереса взял в краеведческом отделе книгу со старыми открытками. На ней нашёл и узнал то самое здание. Это был дом Шоршорова. У местного библиотекаря поинтересовался:
– Дом Шоршорова когда был построен?
– В 1900г.
– Хм. Интересно. А строители, которые занимаются реставрацией этого дома, говорят, что нашли штырь, на котором выгравировано 1826г.
Библиотекарь криво улыбнулся:
– Шоршоров очень известный человек, о нём много и подробно написано. Скорее всего ваши строители что-то напутали.
Вечером беседовал с Мариной Климковой в соц сетях. Изложил ей ситуацию. Она парировала спокойно.
– Встречались мне такие документы, в которых говорилось чётко, что одно здание было разобрано, а его стройматериалы были использованы для возведения другого здания. И случаи такие нередкие.
А я возражал:
– Уважаемому человеку, для возведения крутой гостиницы использовать строительный секонд-хэнд – несерьёзно.
– «Строительный секонд-хэнд» - говорит, - некорректное обозначение. Люди в те времена были с другим менталитетом. Были бережливые рачительные хозяева.
…Дальнейший спор был бессмысленным.
На следующий день немедля встретился с тем самым работягой. Спросил: фотографировал ли он этот штырь? Нет. Попросил впредь такие вещи фиксировать «для себя!!» А занафиг? Наша работа простая: бери больше, кидай дальше. И образ белого халата под невзрачным бушлатом у меня окончательно рассеялся. Я ещё попытался убедить, что этож мать её Исторыя, детям рассказывать будешь!! Не пробил.
Напоследок узнал, что штырь этот похоронен под штукатуркой на углу здания, где вход в музей, справа от двери ниже пояса. И побрёл, грустно размышляя, что никкому ниччего не надо, только если это не интересно тебе самому.