Фасадник
Проект создан для восстановления эстетики города через вовлечение жителей (молодежи, активных граждан, предпринимателей, учащихся архитектурных, художественных и строительных учебных учреждений, владельцев и жителей зданий) в проект - в городскую жизнь.
- Сибирь Реалии об акции (видео более 130 тыс. просмотров)
- Инструкция проведение акции
- Видео об акции 2019 года
- Видео об акции 2018 года
- Видео об акции 2017 года
Акция, проводимая по всему городу одновременно 1 раз в год в течение выходных дней, привлекает внимание к проблемам сохранения исторического наследия, внешнего восприятия улиц со старыми домами, к проблемам фрагментарного закрашивания и применения различных (неподходящих) материалов, а также формирует позитивное отношение к культуре исторических зданий, чувство любви и привязанности у горожан к своему городу (ведь они внесли в его преображение свой личный труд), закрепляет самоидентичность и ответственное отношение владельцев таких домов к внешнему виду своей собственности, показывая возможность содержания в порядке своей собственности небольшими усилиями (экономическими и физическими). Основные этапы подготовки и проведения акции Фасадник: 1) сбор заявок от жителей города с инициативой отремонтировать здания; 2) проведение разъяснительных и подготовительных работ с собственниками этих домов; 3) разработка и создание плана-схемы (в том числе дефектной ведомости, паспорта фасада) по косметическому ремонту с учетом необходимых согласований; *3.1) в случае, если здание является объектом культурного наследия - сопровождение необходимых согласований, привлечение организаций, имеющих лицензию для реставрационной деятельности; 4) формирование групп волонтеров и организацию их работ по приведению в порядок зданий, 5) привлечение партнеров к участию в проекте; 6) доставка и распределение ресурсов по объектам; 7) непосредственно одновременное прковедение самой акции на подтвержденных для акции зданиях.
Улицы после акции преображаются физически, формируют доброжелательную атмосферу, они становятся уютнее, красивее, приятнее для прогулок, элементы зданий, обработанные и окрашенные, лучше сохраняются. В акции в Иркутске ежегодно принимают участие не менее 300 волонтеров (молодежь, активные граждане, учащиеся архитектурных, художественных и строительных учебных учреждений, владельцы и жители деревянных домов, предприниматели), которые формируются в группы в отношении домов-участников акции.
Акция зародилась в рамках проекта Иркутские кварталы в г. Иркутске, и за два года выросла в общегородскую. На данным момент команда проекта работает над технологией акции, чтобы у всех желающих была возможность проводить Фасадник в своих родных городах.
Носитель/автор практики вовлечения
Казимиренок Валентина
Цель проекта
Преображение улиц российских городов, формирование сообществ активных горожан.
Инициатор проекта
Маяренков Сергей, Казимиренок Валентина
Проблема и задачи
Восстановить эстетику города через преображение улиц со старыми деревянными и каменно-деревянными домами.
Сформировать сообщество вокруг решения материальных и социальных проблем, связанных с историко-культурным наследием города, в первую очередь через их осознание.
Вовлечь горожан в непосредственное преобразование своего города через проведение ремонтно-косметических работ домов.
Сформировать чувство ответственности владельцев деревянных (каменно-деревянных) домов за внешний вид своей собственности.
Устранить элемент фрагментарных закрашиваний и использования различных (неподходящих) материалов во внешней стороне улиц.
Сохранить (восстановить в некоторых случаях) элементы зданий через ремонт, обработку и покраску.
Мотивация для граждан
Для участников: 1) сразу видеть результат своих действий - очень вдохновляет людей, это очень просто и очень радостно. 2. Горожане выходят на покраску командами - своими компаниями, группами друзей, с родственниками - для них это повод живого общения. 3. Для горожан увлекателен сам процесс покраски здания 4. Для многих - это еще и пространство, где можно познакомиться, найти единомышленников.
Для жителей: 1) первый шаг по ремонту здания осуществляется совместно, для жителей - это очень важно, так как иногда люди не знают, что именно им можно ремонтировать, а что нет; 2) это настоящая поддержка действием, ресурсами.
Для предпринимателей: 1) улучшение эстетического вида улиц города, где предприниматели осуществляют свою деятельность; 2) проявление роли горожанина; 3) возможность командой своего предприятия участвовать в Фасаднике, как в тимбилдинге.
Способ коммуникации
1. Вовлечение горожан в проект:
формирование орг.комитета, регистрация в акции «домов-участников» и привлечение волонтеров на день акции. Основной способ инфо-сопровождения: интернет-порталы, социальные сети, газеты и радио-порталы.
2. Рекламная кампания акции с освещением проблем старой застройки города: о процессе подготовки, призывы для волонтеров, партнеров и обсуждение проблем, связанных с историко-культурным наследием. Интернет-порталы и лекции (или выступления на мероприятиях) по заданным тематикам с анонсированием акции.
3. День акции - анонсы о дате, времени, фоторепортажи с мест ремонта, телевизионные выезды - через
интернет-порталы, социальные сети, телевидение.
4. Итоги акции - интернет и радио, через пост-релизы об итогах.
Механизмы вовлечения
Жители сами подают заявку на участие в акции, проявляя инициативу о том, чтобы их дом стал участвовать в проекте. Таким образом, в этот момент житель, подавший заявку, становится не только участником, но соорганизатором акции, так как в дальнейшем его задачи: держать связь с основным оргкомитетом, координировать всех остальных жителей, организовать их работу в дни акции, позаботиться о волонтерах, которые придуть работать на их дом (приготовить перекус, воду и т. д.) Житель с самого начала становится очень активным участником акции и за счет совместного и одновременного действия с оргкомитетом житель чувствует и понимает, что все очень реально и что многое зависит не только от волонтеров, которые придут, но и от них самих, видит результаты своих действий, готовится к дням акции.
Отбор участников
Отбор участников осуществляется через интернет и личное общение.
Механизм участия
1) Жители домов. Координация и коммуникация с соседями по дому. Общение с оргкомитетом акции. Подготовка перед встречей с волонтерами (если есть на это ресурс, то жители часто угощают обедом или перекусом волонтеров). Непосредственное участие в акции. 2) Горожане (волонтеры - участники акции) - участвуют в акции, в очистке, покраске, и всех других работах во время акции. 3) Партнеры, предпринимательское сообщество - частично обеспечивает акцию необходимыми средствами, материалами. Очень часто эти компании становятся и участниками акции - вместе со всеми красят дома и пр.
Результат практики
За 2 года акции в Иркутске покрашены фасады и заборы 73 домов, более 1500 человек приняли участие в акции. Многие собственники после акции продолжили ремонт своих домов и приведение их в порядок самостоятельно. В этом году оргкомитет акции получил Президентский грант на реализацию проекта в 2020 году, так же начато сотрудничество с Фондом Внимания Ильи Варламова, по ссылке есть очень интересный и атмосферный выпуск (со 2й минуты об акции Фасадник): https://www.youtube.com/watch?v=nvBkc1LKVJE&t=42s
Повторяемость
Проект длится уже 2 года в городе Иркутске и есть несколько заявок на тиражирование проекта в другие города. Мы завершаем такт оформления технологии проекта, чтобы любой активный горожанин со своей командой смог воспроизвести акцию в своем городе.
Ссылка на сайт проекта/ новость о проекте/группу в социальных сетях
fasadnik.org / https://www.facebook.com/irkfasadnik/