Восстановление старинных объектов в рамках проекта «Народный киоск»

Сроки проекта: c 21 июля по 20 августа

В настоящее время осознан высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов экономики. Утрата культурного наследия может привести к потере традиционных ценностей и фальсификации истории.

Проект "Народный Киоск" восстановит большое количество объектов экологического и культурного наследия России. В рамках проекта в каждом регионе Российской Федерации будет построено 2500 Торговых Киосков в удобных для населения местах, а выручка будет направлена на восстановление культурных объектов и решение экологических проблем в регионах.

В команду Проекта "Народный Киоск" входят предприниматели города Самары и мы, совместно с жителями Самарской области уже приступили к реализации проекта и выступили с инициативой строительства Государственного Парка в честь Героев России с помощью волонтёров. Это будет первый Государственный Парк построенный в Самарской области после распада СССР.

Он будет располагаться на месте разрушенного Государственного Подшипникового Завода №4 и на его территории будет открыт Музей, рассказывающий о Геройских подвигах соотечественников за весь период истории Российского Государства, о волонтерах и обо всех, кто участвовал в посадке деревьев. Автором и руководителем проекта "Народный Киоск" является самарский предприниматель Игорь Комаров.

Подробнее с концепцией проекта вы можете ознакомиться здесь:


Скачать презентацию проекта


Мы призываем пользователей краудплатформы сообщать информацию о разрушающихся старинных объектах, требующих срочного восстановления, а также об экологических проблемах в любой точке Российской Федерации. Эта информация будет включена в Список Проекта "Народный Киоск" для последующего восстановления. В данном списке будут указаны имена пользователей краудплатформы www.100gorodov.ru, которые обратили внимание на погибающие объекты культурно-исторического наследия России.

Нам важно получить как можно больше отзывов, предложений и конструктивных замечаний. Просим вас зарегистрироваться на платформе и ответить на несколько вопросов ниже.

2 идеи
Показывать

Заявка #6137

Хотите ли вы присоединиться к нашему волонтерскому движению?

Да

Что нужно сделать государству, на ваш взгляд, чтобы ускорить развитие волонтёрского движения в России?

Необходимо активно вовлекать жителей городов и деревень в волонтёрское движение.

Расскажите об известных вам разрушающихся старинных объектах.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Ярославская область, Рыбинский район, Юршинский остров). Этот храм был выстроен из кирпича взамен обветшавшего деревянного в селе Юршине Нижне-Никульской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в 1792 году. Он стал еще одним украшением высокого правого берега Волги при впадении в нее реки Юги. Теперь истоки этой реки, а точнее – двух речек с одним названием, но разными определениями (Черной Юги и Белой Юги), теряются на заболоченном южном берегу Рыбинского водохранилища.

3 июня 1615 года на место слияния Черной и Белой Юги пришел из Псково-Печерского монастыря схимонах Дорофей, уроженец села Нижне-Никульского, с чудотворным списком Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии, или Путеводительницы), который с тех пор и получил наименование Югской. Старец остался при слиянии двух одноименных речек по особому откровению Царицы Небесной, Которая предрекла, что со временем здесь будет славная обитель в честь и славу Ее возлюбленного Сына Господа нашего Иисуса Христа. Себя схимонах Дорофей почитал лишь хранителем святыни.

5 июня 1622 года старец Дорофей упокоился от своих земных трудов. Согласно воле почившего, он был погребен подле часовни, где пребывала святыня. Естественно, священнослужители села Нижне-Никульского озаботились судьбой чудотворной иконы, опасаясь оставить ее в часовне без всякого попечения. Отслужив молебен, они взяли икону и с подобающей честью понесли ее крестным ходом в свой храм, находившийся на правом берегу Волги в семи верстах от часовни.

Икона была поставлена в храме, где ей было отведено особое место. Однако утром святыни не оказалось. Все были в недоумении, потому что храм был заперт, и никаких следов проникновения в него не наблюдалось. Тогда некоторые из прихожан решили отправиться в часовню преподобного Дорофея. К их удивлению, икона оказалась на своем прежнем месте.

Тогда прибывшие священнослужители вновь отслужили молебен, вновь составили крестный ход и вновь перенесли икону в свой храм. На следующее утро все повторилось в точности с предыдущим днем. С одной, правда, разницей: перед иконой горела восковая свеча, что особенно поразило пришедших к святыне. В те времена, когда Россия совершенно обнищала вследствие Смуты, свечи в сельской местности были великой редкостью – богослужения совершались при свете лучины.

Отслужили молебен в часовне на Юге в третий раз. Попытались взять чудотворный образ в руки, но не смогли – икона точно приросла к своему месту. Тогда вспомнили рассказ старца Дорофея, поставившего 3 июня 1615 года икону на сучья сосны, о том, что он не смог снять ее с дерева и пребывал в недоумении, пока после усердной молитвы не сподобился явления Богоматери, не позволявшей уносить Ее образ с берегов Юги.

Дали знать о случившемся Ростовскому митрополиту Варлааму. Тот, в свою очередь, — Патриарху Филарету и Царю Михаилу. Отец с державным сыном приняли общее решение учредить на Юге монастырь и сделали все для его обустройства необходимое. Между прочим, Царь предложил выкупить земли по берегам Юги у дворян Дмитрия Погожева и Ореста Глебова, чтобы передать их монастырю. Но владельцы земель сами охотно пожертвовали их на богоугодное дело. Митрополит же Варлаам отправил сюда иеромонаха с иноком, с чего и началось существование обители.

Кратко описав историю основания ныне затопленной Рыбинским водохранилищем Югской Дорофеевой общежительной пустыни, мы не уклонились от темы данного очерка, потому что храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, стоявший при впадении Юги в Волгу, остался ближайшим к погибшему монастырю. Знаменательно и то, что он посвящен Божией Матери Одигитрии.

Остров, получивший название от села Юршина, является осколком утраченной нами части Святой Руси. Монастырь был рядом с юго-западным мысом, точнее даже каменистой косой, Юршинского острова, а село Нижне-Никульское – рядом с его такой же северо-восточной каменистой косой. Таким образом, все передвижения крестоходцев 1622 года происходили на оставшейся после затопления территории. Сия земля освящена шествием Царицы Небесной. И в этом видится залог благой будущности острова.

Размеры основного объема церкви: общая длина с небольшим притвором с западной стороны, где была устроена печь, – 9,05 метра, ширина тоже составляла 9,05 метра с учетом внутренних ниш боковых ризалитов. Здесь с южной и северной сторон были устроены две двери, а освещалось пространство церкви через 4 окна, располагавшихся в скругленных углах четверика. С его восточной стороны устроена алтарная апсида, которая снаружи имеет прямоугольную форму, но внутри восточная стена имеет традиционное полукруглое очертание. Внутренние размеры алтаря: длина – 5,35 метра, ширина – 4 метра. Освещался алтарь через 3 небольших окна полуциркульной формы, его пол был выстлан чугунными плитами, отапливался он небольшой печью.

С западной стороны основного объема церкви была пристроена колокольня, нижний ярус которой, в плане, снаружи повторял очертания алтарной части. Здесь, в первом ярусе колокольни, была устроена небольшая паперть, длина которой составляла 3 метра, а ширина – 4 метра. При этом западная стена паперти имела полукруглую форму, в плане повторяя восточную стену алтаря в зеркальном отражении. Здесь же, с западной стороны, был устроен главный вход в храм, по сторонам которого находились двери в расположенную с левой стороны кладовку, а с правой стороны – вход на колокольню. Каждое из этих помещений освещалось через одно окно»…

Выше паперти были устроены два яруса небольшой колокольни. При этом, в верхнем из них, с продолговатыми окнами, были повешены 6 колоколов общим весом 0,77 тонны, в их числе большой колокол весом 0,385 тонны. Венчалась колокольня покрытым железом куполом со шпилем и крестом.

В храме Смоленской иконы Божией Матери в Юршине одно время располагалась пекарня; в усадьбе Большое Юршино – школа. Население острова постепенно уменьшалось – старики умирали, молодежь уезжала. Упразднили школу, затем – и пекарню. Храм же был оставлен на произвол судьбы, то есть вполне предоставлен стихии разрушения. Увы, эта стихия является господствующей и по сие время.

Расскажите об известных вам экологических проблемах.

ООПТ Юршинский остров (Ярославская область, Рыбинский район) Остров образовался в 1940 году на бывшем правом берегу Волги в результате затопления суши Рыбинским водохранилищем. В настоящее время вся территория острова объявлена особо охраняемой природной территорией. На острове находятся пять деревень: Юршино, Антоново, Липняги, Обухово, Быково, занимающие юг и центр острова, северная часть острова не населена.
На данный момент территория острова не обустроена. Нет контейнеров для мусора, и огромная проблема заключается с самим вывозом мусора с территории. ООПТ загрязняется на глазах. Жители острова пытаются сделать что-либо своими силами, но все тщетно.

Заявка #6054

Хотите ли вы присоединиться к нашему волонтерскому движению?

Да

Что нужно сделать государству, на ваш взгляд, чтобы ускорить развитие волонтёрского движения в России?

1. Необходимо "измерение вклада волонтёров в социальную сферу, развитие инфраструктуры посредством увеличения количества ресурсных центров и формирования «волонтёрских сетей», подразумевающих не только физическое присутствие, но и возможности информационных технологий. Неотъемлемой составляющей должна стать открытость внешнему миру для взаимного обмена: с одной стороны, распространения результатов российских научных исследований, с другой — усвоения опыта других стран, добившихся успеха".
2. Необходимо активно вовлекать школьников в волонтёрское движение. Важно обучать сотрудников НКО и представителей бюджетной сферы технологиям и методикам работы с волонтёрами.

Расскажите об известных вам разрушающихся старинных объектах.

Никольское-Обольяниново (Никольское-Обольяново, Горки), или Никольское-Горушки — дворянская усадьба конца XVIII-начала XIX веков, расположенная в селе Подъячево Дмитровского района Московской области.
Деревня Нагорное (именно так называлось селение, которое мы знаем как Подъячево) вместе с другими деревнями сельца Мануйлова Каменского стана, Дмитровского уезда до 1627 г. принадлежала семейству Бобровых. Можно предполагать, что еще в XV в. землю в качестве приданого получил их предок – Дмитрий Васильевич Бобр, зять Василия Дмитриевича Ермолина, знаменитого московского строительного подрядчика и зодчего. В 1627 г. последний наследник Бобровых Илья Иванович Бобров поменял свою часть земли на другое владение, принадлежавшее ранее Гавриилу Васильевичу Лодыгину. Тому же Г.В.Лодыгину продала остальную часть владения мать Ильи, вдова Ивана Боброва Меланья. Одновременно Г.В.Лодыгин купил у наследников Бобра и другое село в Вышегородском стане, Дмитровского уезда – Ермолино, принадлежавшее в XVв. тестю Бобра.
Затем вотчина принадлежала сыну Гавриила, Кондратию Лодыгину и от его вдовы Анисьи и от дочери Анны в 1646г. владение перешло к сыну Кондратия Алексею Лодыгину. После Алексея пустошью Нагорное, что была сельцом Горы, владел его сын, стольник Василий Лодыгин.
Между 1664 и 1711 годами пустошь снова обжилась, превратилась в село Горки. По полюбовному договору между сыном стольника Алексеем Васильевичем Лодыгиным и его мачехой Аграфеной в 1706 г вотчина отошла к сыну стольника.
31 мая 1733 Алексей Васильевич Лодыгин продал село Никольское, что было сельцо Горы, с пустошами жене ассесора Петра Васильевича Ермолова Марье Ивановне. В 1744 г. по купчей село досталось жене бригадира Ивана Акимовича Синявина Анне Дмитриевне. Но уже в 1746 г. Анна Дмитриевна с разрешения своего мужа продала село Никольское да деревню Караваеву, отставному секретарю лейб-гвардии Преображенского полка Ивану Михайловичу Булгакову.
18 февраля 1766 г. И.М.Булгаков занял 1100 рублей у подпоручика Федора Федоровича Аладьина сроком на один год, а в залог отдал село Никольское. Но по прошествии назначенного срока Булгаков назначенные проценты выплатить не смог. Аладьин вынужден был обратиться в суд. Суд выясняет, между прочим, нет ли какого препятствия Булгакову в связи с тем, что еще в 1737 г. он похитил большую сумму полковых денег, будучи секретарем Преображенского полка. Выяснилось, что деньги Булгаков вернул уже в 1738 г., но со службой ему пришлось распроститься навсегда. Дело с Аладьиным в результате также как-то уладилось, ибо 13 октября 1769г. И.М.Булгаков продал село лейб-гвардии капитану П.М.Власову. «…в том селе церковь деревянная, двор помещиков с садом и прудами…».»…Село при вершине речки Талицы, на правой стороне и при трех вырытых прудах, из коих водою довольствуются жители…». Талица – небольшой извилистый ручеек, правый приток Лутосни.
Вновь изданный каталог памятников Московской области относит основание усадьбы в Никольском к последней четверти XVIII в., однако следует отметить, что пруды в селениях почти всегда появлялись одновременно с самими селениями, т.е существовали уже при первых, известных нам владельцах, Бобровых (с XV в. по 1627г.). А усадьба основана, вероятно, в последней трети XVII в. при Лодыгиных, построивших здесь новую церковь в 1711-14гг. и владевших селом с 1627 по 1733 г.
В 1784 г. на средства владельца села Петра Михайловича Власова была заложена каменная церковь Николая Чудотворца с приделом Петра и Павла. Придел достроили и освятили в 1789 г. Основной престол освятили несколько позднее – в 1791 г.
Уже при Власовых существовали «дом господский об одном этаже, и при нем сад регулярный с плодовитыми деревьями.» с большими прудами.
С 1802 г. владельцем села стал П.Х.Обольянинов, купивший село у брата Петра Михайловича Власова, Сергея Михайловича, и владевший им до своей смерти.
Генерал от инфантерии (пехоты) Петр Хрисанфович Обольянинов (1753+1841гг.), бывший при императоре Павле начальником Тайной канцелярии и генерал-прокурором (1800-01гг.) сразу после убийства Павла отправлен в отставку. После этого долгие годы, почти до самой кончины был губернским предводителем московского дворянства. При П.Х.Обольянинове построен сохранявшийся до 1990 г. деревянный главный дом. Устройство пейзажного парка, с востока от регулярного, и каскада из четырех прудов на речке Талице исследователь парка А.И.Семенова отнесла к этому периоду. Некоторые изменения сделаны в церкви. В 1808 г. придел получил наименование Двенадцати Апостолов, неизвестно почему это произошло. В 1825 г. между западными башнями ограды и колокольней построены каменные сторожка и кладовая. Своих детей у Петра Хрисанфовича не было, поэтому село перешло по завещанию племяннику Михаилу, сыну небогатого псковского помещика Михаила Хрисанфовича. У инвалида войны полковника в отставке Михаила Михайловича 10 октября 1835 г. родилась дочь Анна, будущая наследница.
Наиболее интересная часть истории усадьбы связана с её последними владельцами – Олсуфьевыми. Мужем Анны Михайловны Обольяниновой стал генерал-майор свиты Его императорского величества граф Адам Васильевич Олсуфьев (1833-1901) граф, воспитанник Пажеского корпуса, флигель – адъютант Александра II, генерал-майор Свиты, вышел в отставку в 1882 году в чине генерал-лейтенанта.
При Олсуфьевых происходят последние изменения в облике усадьбы: построены школа, больница и свыше десяти хозяйственных построек. В усадьбе была устроена метеорологическая станция, большое внимание граф уделял разведению леса. В 1892 году площадь лесопосадок составила около 145 га. Семья Олсуфьевых отличалась высоким уровнем культуры и образования. Сыновья Михаил и Дмитрий окончили Московский Университет (в Москве они познакомились с Л.Н.Толстым, бывшим соседом Олсуфьевых по Хамовникам), дочь Елизавета – высшие женские курсы в Москве, училась за границей.
В это время Обольяново становится центром, к которому из разных мест тянулись те, у кого потребности духовной жизни стояли на первом месте. Среди таких людей были известные художники, писатели, ученые. В Обольянове часто бывали Л.Н. Толстой (в усадьбе была замечательная библиотека, которой писатель пользовался для работы над главами из романа «Воскресение»; здесь же он написал несколько рассказов), математик М.И. Ковалевский, химик Д.И. Менделеев, художники Н.Н. Ге и П.И. Нерадовский.
Постоянно живя в усадьбе, её владельцы всё свое внимание отдавали нуждам окружающего их сельского населения, заботясь о его просвещении и здоровье. Владельцы усадьбы показывали в селе спектакли на 500-600 зрителей (!), многих деревенских детей обучили разным профессиональным ремеслам, отдали местным крестьянам свой лес (более 983 га) безвозмездно. Еще в 60-е годы Олсуфьевы отдали своим крепостным полные наделы без выкупа. В 1868 году на средства Анны Михайловны была открыта народная школа, в начале 70-х годов больница. После смерти Анны Михайловны больница перешла на содержание земства. Последним владельцем усадьбы был Михаил Адамович Олсуфьев (1860-1918) член и председатель Дмитровской уездной управы, уездный предводитель дворянства и председатель земского собрания. В 1906 году он передал крестьянам всё имение за исключением усадьбы и права владения лесом. После смерти Михаила Адамовича крестьяне стремясь показать уважение к его памяти постановили всем миром перенести его останки на своих руках из Дмитрова, где он умер, в Обольяново, за 20 верст, чтобы похоронить его рядом со своими родителями.
Последним из членов рода Олсуфьевых был Дмитрий Адамович.
Получив домашнее воспитание он поступил в третий класс Поливановской гимназии в Москве. В 1885 году окончил физико-математический факультет Московского университета. В 1886—1888 годах служил в гвардейской конной артиллерии. Вышел в отставку в звании подпоручика. Служил в Геологическом комитете Министерства государственных имуществ. В 1891 году — земский начальник в Московском уезде, гласный и мировой судья в Дмитровском уезде. Уездный предводитель камышинского дворянства (1893—1902 годы), председатель (1902—1904 годы) Саратовской губернской земской управы.Во время русско-японской войны работал на Дальнем Востоке в Российском обществе Красного Креста. Уполномоченный Российского общества Красного Креста Д. А. Олсуфьев лично возглавил санитарный поезд на 200 коек. Спасая раненых, он исколесил сотни вёрст по сопкам и долинам Маньчжурии. В боях под Мукденом Д. А. Олсуфьев был взят в плен в числе 70 тысяч российских солдат и офицеров. Он остался в городе при русских раненых. Когда японское центральное бюро военнопленных решило морем через Одессу переправить в Россию русские санитарные отряды, вместе с одним из них отправили сопровождающим Олсуфьева.
В 1905 году Д. А. Олсуфьев — один из организаторов «Союза 17 октября». С 1907 года — выборный член Государственного совета от земского собрания Саратовской губернии. Один из основателей и членов «Прогрессивного блока». С 1911 года — действительный статский советник. В 1917 году — член Поместного собора Православной российской церкви. Эмигрировал, умер в Ницце в 1937 году.
В настоящее время за алтарной частью храма, на месте погребения членов графского рода установлены белокаменные кресты (некогда разбросанные по окрестной территории). Здесь погребены: трехмесячная дочь Олсуфьевых – Мария скончалась 2 февраля 1865г. (родилась 17 октября 1864 г.) Граф Василий Адамович Олсуфьев скончался 3 июня 1875 г. (родился 25 марта 1859 г.). 27 мая 1883г. умер доктор Илларион Иванович Дуброво (родился 21 октября 1844 г.), герой освободительной войны на Балканах, работавший в местной больнице врачом, друг семьи. В 1898 скоропостижно скончалась Елизавета Адамовна (род. 1857 г.), заразившись дифтеритом в собственной больнице. Через год умерла мать, Анна Михайловна (урождённая Обольянинова) (род. 1835 г.). Через два года – Адам Васильевич (род. 1833 г.). В 1918 году умер последний из похороненных здесь Олсуфьевых — Михаил Адамович (род. 1860 г).
Усадебный ансамбль развивается на одной продольной оси, которая идет вдоль подъезной дороги, проходит через парадный двор и дом и идет вдоль центральной аллеи через парк. Усадебный дом построен в 1800-х годах в стиле классицизм.
Согласно описанию в книге «Русская усадьба» (2008), декоративное оформление главного дома усадьбы весьма сдержанно и лаконично. Парадный фасад обогащает четырехколонный портик с широкой лоджией позади него. Одноэтажный деревнянный дом покрыт штукатуркой, имеет антресоли и соединен с флигелями дугами галерей (одна из которых утрачена). Напротив дома находится два симметрично стоящих «людских» корпуса. Дом является образцом архитектуры классицизма. В центральной части барского дома располагались вестибюль и парадный зал с расписным плафоном и выходом в парк.
На сегодняшний день, к большому сожалению, усадьба Никольское-Обольяниново находится в плачевном состоянии. Из-за отсутствия средств на реставрацию с каждым годом всё более разрушается барский дом, в руины обращена большая часть хозяйственных построек. Однако, неплохо сохранился усадебный парк, созданный на рубеже XVIII—XIX веков. По оценке искусствоведа Е. Н. Подъяпольской, парк «принадлежит к числу лучших в Подмосковье образцов садово-паркового искусства». В парке прямые аллеи, уединенные, местами пересекающиеся дорожки, два больших водоема — «Чистый» (верхний) и «Грязный» (нижний).
Парк сохранил старую планировку и вековые деревья, беседки утрачены, от них остались только следы.
Около усадьбы находится дом пролетарского писателя С. П. Подъячева, имя которого в настоящее время носит поселок.
(материалы предоставлены энтузиастами-краеведами МОУ "Подъячевская средняя общеобразовательная школа", Местной религиозной организации "Православный приход Никольского храма с. Подъячево Дмитровского района Московской области Московской епархии РПЦ".